Особенности функционирования услуги
Количество безналичных расчетов, ежедневно совершаемых нами с использованием банковских карт, постоянно возрастает. Поэтому обладателям карт приходится постоянно контролировать остаток денежных средств, чтобы непреднамеренно не потратить кредитные средства или не исчерпать собственные запасы средств. В таких условиях сервис дистанционного обслуживания собственного счета – интернет-банк - становится не просто удобством, а средством первой необходимости для каждого владельца пластиковой карты, что предъявляет повышенные требования к самим системам интернет-банка.

Как работает интернет-банк

Услуга интернет-банк представляет из себя программный комплекс, который позволяет клиенту банка удаленно получать доступ к аналитической банковской системе (АБС), а точнее к функциям управления собственным счетом. Некоторые системы интернет-банка могут требовать установки на компьютер клиента специализированного программного обеспечения, но существуют и варианты программ, использующих интернет-браузер и не нуждающихся в дополнительной инсталляции.

Какой бы вариант программного обеспечения ни использовался в выбранном вами банке, суть работы интернет-банка сводится к передаче в АБС запроса клиента, и в немедленном получении ответа на сторону клиента. При этом каждый запрос проходит сложную процедуру зашифровки и расшифровки, как на стороне банка, так и на стороне клиента. Весь алгоритм получения ответа на запрос выглядит так:

  1. Клиент через интерфейс программы интернет-банк подготавливает запрос, например, хочет узнать баланс по карте. По факту он просто наживает на кнопку с соответствующим наименованием.
  2. Программное обеспечение по определенным стандартам формирует информационный пакет в электронном виде, содержащий понятный для АБС код запроса и информацию о передающем его клиенте.
  3. Подготовленный информационный пакет шифруется.
  4. По защищенному каналу связи между клиентом и банком запрос поступает в банк, расшифровывается и попадает в автоматическую банковскую систему.
  5. АБС определяет, какой именно клиент запрашивает информацию, находит данные его счета и формирует ответ в виде такого же информационного пакета.
  6. По защищенному каналу связи ответ банка поступает на сторону клиента, где расшифровывается и отображается в программе.

Не вся информация, доступная в интерфейсе интернет-банка, требует запроса со стороны клиента, некоторые данные обновляются автоматически – сразу же при входе в систему. Например, остаток по счету в большинстве программ обновляется автоматически, также вам не придется обновлять информацию об акциях, специальных предложениях и новостях банка.

Как подключить интернет банк

В большинстве банков услуга интернет-банка подключается исключительно при личном визите клиента в офис и обязательном предъявлении общегражданского паспорта. Такие предосторожности совсем не лишние – ведь услуга интернет-банка – это практически полные неограниченные права на управление собственным счетом. Тем не менее, ряд банков, ориентированных на массового клиента и дистанционное предоставление услуг (среди таких банков, например, Тинькофф банк, Ренессанс Кредит и ОТП Банк), предлагают клиентам-обладателям пластиковых карт, получить доступ к интернет-банку и через меню банкомата, но в таком случае клиенту будет недоступен весь функционал системы, а лишь его информационная составляющая.

Для входа в интернет-банк вам потребуется знать логин и пароль. Получить их можно в процессе подписания договора на дистанционное обслуживание (либо через меню банкомата).

Естественно, что ни при каких обстоятельствах не нужно сообщать третьим лицам данные для входа в интернет-банк, даже если вы общаетесь с сотрудником банка.

Кроме логина и пароля, для входа в систему интернет-банка потребуется также ввести так называемый «сессионный» пароль – автоматически генерируемый одноразовый код, который может быть использован только в ходе конкретной сессии подключения. В настоящее время большинство банков используют СМС для доставки клиенту его сессионного пароля, причем срок действия такого пароля ограничен по времени с момента поступления запроса в АБС (как правило, это 1,5-2 минуты). Кроме того, в качестве альтернативы СМС, могут использоваться карточки с одноразовыми кодами доступа – для некоторых клиентов, так подтверждать вход в интернет-банк гораздо удобнее. Сессионные пароли используются не только для входа в интернет-банк, но также и для подтверждения операций списания средств со счета клиента.

При использовании карточки с одноразовыми ключами (паролями) можно осуществлять вход в систему интернет-банк даже не имея доступа к мобильному телефону (например, находясь за границей). Но их существенным недостатком является ограниченное количество паролей, что означает необходимость периодически лично обращаться в отделение банка и получать новую карточку.

Алгоритм работы интернет-банка и система использования одноразовых сессионных паролей позволяют миллионам банковских клиентов совершенно безбоязненно управлять собственными финансами, не опасаясь действий злоумышленников или неожиданного перебоя в соединении с банком. Выбирая банк для обслуживания, очень внимательно отнеситесь к изучению интернет-банка, который стоит на его вооружении – каков функционал системы, тарифы, нужно ли устанавливать ПО на ваш компьютер или достаточно открыть адрес в сети интернет.