Банки смогут оспаривать размер компенсаций за необоснованные списания с карт клиентов

Ассоциация региональных банков России подготовила и отправила на рассмотрение в Министерство финансов и ЦБ проект поправок к Гражданскому Кодексу, суть которых заключается в том, чтобы предоставить судебным органам право снижать сумму убытков, взимаемых с банков, в связи с фактами необоснованных списаний денежных средств с карт клиентов.

Данная инициатива стала защитной реакцией на принятие закона о НПС (Национальной платежной системе), который обязует кредитные организации возмещать ущерб клиенту нанесенный несанкционированным списанием финансовых средств. Согласно ему, если операция была совершена без ведома клиента, и он в течение суток сообщил об этом в банк, то организация должна возместить ему ущерб, даже если списание произошло по причине неосторожного обращения с ПИН-кодом со стороны самого клиента. Например, если клиент потерял свою карту, а на ней им же был написан ПИН-код. Соответственно, возросла доля мошеннических действий, в связи с введением данных правил.

Согласно новым поправкам, банк сможет сам подавать в суд на недобросовестных клиентов и доказывать, что причиной списания стали их действия, тем самым добиваясь снижения своих издержек вплоть до нуля.

Однако эксперты полагают, что новые поправки не приведут к улучшению ситуации. Обязанность доказать вину клиента будет лежать на самих банках, а права вести оперативно-розыскную деятельность они не имеют. Соответственно, доказать что то можно будет только в процессе возбуждения уголовного дела, а на данный момент преступления, совершаемые с сфере банковских карт, редко доходят о суда. Это создает предпосылки для неосторожного отношения к банковским картам, а также совершения мошеннических действий.