Россияне берут кредит в первом попавшемся банке

По результатам опроса, проведенного представителями НАФИ (Национального агентства финансовых исследований), каждый пятый гражданин России не анализирует весь спектр предложений от различных финансовых учреждений при выборе кредита. 18% россиян при возникновении необходимости в оформлении кредита идут в первый, попавшийся на пути, банк.

При этом 28% граждан отдают предпочтение ссудам, которые можно оформить непосредственно в торговых учреждениях, либо риелторских компаниях. Около 49% россиян, чей возраст не превышает 24 лет, при выборе кредита обращают внимание, прежде всего, на общую сумму переплаты, не ориентируясь на процентную ставку.

Что касается долгосрочных кредитов (ипотека, автокредит), то здесь большое влияние оказывает компания-продавец. Риелторы и автосалоны обычно предлагают покупателям на выбор всего 2-3 банка. В данном случае клиенты чаще всего выбирают кредитную организацию, с которой они уже имели какие-либо отношения. Также важную роль может сыграть наличие офиса конкретного банка в непосредственной близости от дома или работы. Что касается потребительских кредитов, то здесь обычно выбор банков больше, но зато критичность подхода потребителя ниже, т.к. сумма займа меньше.

По мнению экспертов, такая пассивность российских граждан вызвана, прежде всего, низким уровнем финансовой подготовки, которая не дает возможности грамотно проанализировать разные предложения и выбрать лучшее, а не самое доступное. Кроме того, большое значение имеет спонтанность, особенно в том, что касается покупок. Часто желание приобрести сразу превалирует над возможностью выбрать наиболее выгодный вариант, но потратить на это время.

Таким образом, в нашей стране на данный момент, по мнению специалистов, остро стоит проблема повышения уровня финансовой грамотности населения. Обсуждение данной проблемы и путей ее решения сейчас активно ведется в Минфине.