Особенности заполнения документа
Чтобы распоряжаться собственным расчетным счетом в качестве индивидуального предпринимателя, вам потребуется освоить процесс составления и отправки в банк платежных документов, в частности - платежных поручений, на основании которых сотрудник банка будет отправлять деньги с вашего счета в адрес получателя.

 

Если составленное вами платежное поручение будет содержать ошибки, то перечисление денежных средств либо затянется, либо не состоится вовсе, либо деньги будут отправлены не тому получателю. Поэтому к заполнению платежных поручений ИП необходимо относиться предельно внимательно.

 

Нередко шибки при заполнении платежных поручений возникают у начинающих предпринимателей, так как зачастую они самостоятельно, без помощи бухгалтера, заполняют платежки и учатся на собственных ошибках. Именно для таких ИП и предназначена данная статья – она позволит избежать грубых ошибок и сэкономит время.

Если вы открыли счет в небольшом банке, то есть большая вероятность получить консультацию непосредственно у операциониста, контролирующего правильность заполнения платежного поручения - он расскажет вам какие данные и в каких графах указывать. А вот если вы обслуживаетесь в крупном банке, то узнать почему отвергнута ваша платежка можно только по коду ошибки, который не всегда информативен для неопытного бухгалтера.

Обязательные реквизиты платежного поручения

Платежное поручение – это ничто иное, как распоряжение, которое владелец счета (в нашем случае предприниматель) отправляет автоматически или приносит лично в банк, с целью перепоручить банку обязанность по перечислению средств в адрес получателя, указанного в документе. Банк проверяет правильность составления платежного поручения ИП или юридического лица и при наличии на его счете необходимой суммы переводит средства в банк получатель платежа.

В любом платежном поручении необходимо присутствие обязательных реквизитов (содержание платежки):

  • Наименование и код расчетного документа («Платежное поручение», «0101060»).
  • Индивидуальный номер и дата составления.
  • Наименование и ИНН плательщика и получателя платежа.
  • Наименование и данные банка (БИК, кор.счет, адрес местонахождения) плательщика и получателя.
  • Назначение платежа.
  • Сумма цифрой и прописью.
  • Очередность платежа и вид операции.
  • Подпись и печать ответственных лиц.

Составленное платежное поручение имеет ограниченный срок действия- 10 дней с даты его составления. В платежке нельзя делать исправлений. Независимо от указанной в платежном поручении суммы, банк обязан принять его и исполнить как только на счете плательщика окажется сумма, необходимая для платежа.

Поле «Сумма» в платежных поручениях заполняется с разделителем «-» при наличии копеек, и оканчивается на «=», если копеек нет. То есть корректно это поле будет выглядеть так – «1000-24» (с копейками) или «1000=» (если копеек нет). В сумме прописью количество копеек указывается только при их наличии.

Особенности платежных поручений ИП

В качестве унифицированной формы платежного поручения, полностью соответствующей требованиям, Центральный Банк утвердил форму 0401060, которая используется как ИП, так и юридическим лицами. Но платежное поручение ИП имеет некоторые особенности, о которых необходимо помнить:

  • ИНН индивидуального предпринимателя длиннее на 1 символ;
  • счет ИП начинается с последовательности цифр 40802;
  • в наименовании плательщика обязательно обозначит его статус в платежном поручении - «ИП» или полностью – «индивидуальный предприниматель» (в зависимости от требований банка). Такое же требование относится и к получателю-предпринимателю;
  • так как индивидуальные предприниматели не имеют КПП, то в соответствующую графу вписывается «0».

При автоматизированном заполнении платежек, с помощью интернет-банка или бухгалтерской программы, иногда поле КПП контролируется, поэтому вместо одного 0 необходимо поставить 9 нолей, чтобы платежное поручение ИП прошло автоматический контроль.

Контроль платежных поручений

Составить платежное поручение можно как при помощи специализированной бухгалтерской программы (например, 1С), при помощи интернет-бухгалтерий (таких как «]]>Бухгалтерия.Контур]]>» или «Мое дело»), при помощи интернет-банка или клиент-банка, предоставляемого обслуживающим вас банком. В крайнем случае, всегда можно скачать бланк платежного поручения для ИП, заполнить платежку при помощи обычного печатного редактора и отнести в банк лично.

Имейте в виду, что стоимость обработки платежного поручения переданного в автоматическом режиме и доставленного вами лично на бумаге будет разной, так как в первом случае участие сотрудников банка минимализируется. Уточнить разницу стоимости вы можете в тарифах вашего банка на расчетно-кассовое обслуживание.

Любое, составленное при помощи программного обеспечения платежное поручение ИП и отправленное им в банк, проходит несколько ступеней контроля:

  1. Автоматизированный контроль на уровне бухгалтерской программы или интернет-банка в которых заполняется платежка. Как правило, контролируется количество знаков в цифровых полях, ключевой разряд в расчетных счетах, корректность указанного БИК банка, отсутствие пустых полей в поручении.
  2. Повторный автоматизированный контроль в процессе передачи платежного поручения ИП в банковскую систему.
  3. Контроль платежки операционистом – на этом этапе сотрудник банка контролирует правильность заполнения полей. Основное внимание уделяется назначению платежа, которое заполняется в соответствии с требованиями банка.
  4. Автоматизированный контроль на межбанковском уровне, вовремя передачи платежки в банк-получатель.

Таким образом, правильно составленное платежное поручение – это залог своевременного поступления перечисленных вами средств. В связи с большим количеством цифровых полей не рекомендуем заполнять платежные поручения ИП «от руки», так как велика вероятность ошибки. Используйте бухгалтерские программы, имеющие встроенный алгоритмы контроля правильности заполнения полей платежки.

Вложенные файлы: