Особенности использования документа
Начало деятельности индивидуального предпринимателя всегда связано с поиском ответы на больше количество вопросов. Один из таких вопросов – как вести и вносить записи в трудовую книжку ИП, а именно - каким образом ИП учитывают собственный трудовой стаж, ведут трудовую книжку за себя и за работников, как хранить трудовые книжки у ИП и какие вносить в них записи. В этой статье мы попробуем помочь вам найти ответы на все эти вопросы.

Трудовая книжка ИП за себя

Порядок ведения трудовой деятельности и ее учета регламентируется Трудовым Кодексом РФ. Статья 66 ТК определяет трудовую книжку как документ о трудовой деятельности, в которую в обязательном порядке заносятся сведения о трудовом стаже работника и занимаемых им должностях. Так как индивидуальный предприниматель не является работником и не может выступать работником сам для себя, а выступает только в качестве владельца бизнеса, то и права делать записи в трудовой книжке как ИП у него нет.

Учет трудового стажа ИП за время ведения предпринимательской деятельности происходит на основании взносов ИП в Пенсионный фонд. Начало и конец трудового стажа ИП соответствуют дате регистрации физ.лица как индивидуального предпринимателя и дате снятия с регистрации в ФНС. Для того, чтобы подтвердить наличие трудового стажа в качестве ИП, ПФР во время снятия с учета выдает предпринимателю справку о периоде выплат за время пребывания в статусе ИП.

Нередко у работодателей и бывших предпринимателей появляется вопрос – а требуется ли вносить в трудовую книжку бывшего ИП запись о периоде предпринимательства, если он устраивается на работу в качестве простого работника уже после завершения предпринимательской деятельности. Большинство делопроизводителей склоняются к мнению что нет – не нужно. В трудовую книжку ИП вносятся записи только для работников, а период предпринимательства подтверждается справкой из Пенсионного фонда (и ФСС, если ИП выплачивал добровольные страховые взносы).

В тех случаях, когда ИП совмещает предпринимательскую деятельность и работу по найму, для него в месте трудоустройства заводят трудовую книжку как для простого работника, что не освобождает его от фиксированных взносов в ПФР в качестве ИП.

Трудовые книжки ИП для работников

Трудовой кодекс предписывает всем работодателям оформить и вести трудовые книжки для принимаемых на работу граждан, причем начать вести трудовую книжку новому работнику необходимо не позднее, чем через 5 дней с даты приема сотрудника на работу. Обязанность по ведению трудовых книжек имеет место только в отношении граждан, принимаемых на основную работу, если работник устроился по совместительству, то трудовую книжку ИП заводит не нужно.

Трудовая книжка – это печатная продукция, имеющая определенные степени защиты, производить их может только ГОЗНАК, а вот распространять – кто угодно. Поэтому приобретая трудовые книжки для своих работников, убедитесь, что они изданы ГОЗНАКом, имеют серию и номер и изданы на специальной бумаге.

В трудовой книжке работника необходимо указывать следующие данные:

  • Ф.И.О. работника, информация о его образовании, профессии, полученной специальности и дате рождения;
  • наименование работодателя;
  • занимаемая должность и выполняемая работа в виде: «Принят на должность ХХХХ в отдел ХХХХ»;
  • переводы на другие должности;
  • факт увольнения с указанием причины.

Еще одна категория данных, которые могут заноситься в трудовую книжку - сведения о поощрениях и награждениях работника за успехи в трудовой деятельности. Но на практике такие сведения в трудовые книжки вносят редко.

При заполнении трудовой книжки ИП обязан указывать себя в качестве работодателя и надлежащим образом вносить в книжку записи о работнике и изменениях его должности в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек изданную на основании Постановления Министерства Труда от 10.10.2003 (скачать данную инструкцию вы можете в конце статьи). Для учета трудовых книжек ИП должен завести Книгу учета ТК.

Если индивидуальный предприниматель работает без печати, то при занесении записей в трудовую книжку работников он ставит только личную подпись, что может послужить поводом для дополнительных вопросов к работнику со стороны сотрудников Пенсионного фонда в момент оформления пенсии. Поэтому для того, чтобы избежать таких затруднений, ИП имеет смысл все-таки завести печать (тем более, что это совсем недорого и не требует никаких регистрационных действий) и ставить ее рядом со своей подписью на всех документах.

Ответственность за нарушения

Индивидуальные предприниматели наравне с другими работодателями, нанимающими работников, обязаны соблюдать правила ведения, учета и хранения трудовых книжек. Основанием для такого требования являются Правила ведения, хранения, учета и выдачи трудовых книжек (загрузить этот документ вы можете в конце статьи).

Ответственность за нарушение данных правил предусмотрена в ст.45 Правил и предусматривает либо наложение штрафа в размере от 1 до 5 тысяч рублей, либо наложение запрета на ведение предпринимательской деятельности на срок до 90 дней. В отдельных ситуациях по решению суда возможно возмещение нанесенного ущерба работнику при внесении заведомо ложных или некорректных сведений в его трудовую книжку.

Согласитесь, 90 дней – очень большой срок для любого бизнеса, особенно для ИП, работающих с клиентами. Поэтому нарушать данные правила ни в коем случае не стоит. Внимательно ознакомьтесь сними, примите к сведению и учитываете при работе с трудовыми книжками работников.

Таким образом, запись в трудовой книжке ИП не делается, а вот вести трудовые для работников предприниматель обязан. В этом процессе необходимо руководствоваться существующим законодательными нормами и, в частности, действующими Правилами. Нарушение данных правил может привести не только к наложению штрафа, но и к приостановке деятельности, что может повлечь за собой серьезные убытки или даже банкротство ИП.