Ликвидация ООО – пошаговая инструкция
В процессе своей деятельности каждое ООО проходит различные этапы своего развития – от создания, до разных вариантов организационных изменений. К сожалению, далеко не все общества выдерживают конкуренцию и испытание временем, поэтому иногда приходится полностью прекращать ведение бизнеса. В этом случае необходимо начать процесс ликвидации ООО, который не является очень сложным, но требует внимательного отношения, так как самая незначительная деталь может повлечь нарушение действующего законодательства, судебные разбирательства и наложение штрафов.

Давайте попробуем разобраться как правильно подойти к процессу ликвидации ООО, чтобы в дальнейшем не пришлось проходить его заново и тратить собственное время. Здесь мы будем рассматривать исключительно вариант полной ликвидации предприятия (исключении из ЕГРЮЛ), без описания альтернативных вариантов по реорганизации, смене директора и так далее.

На официальном сайте ФНС размещена пошаговая инструкция по ликвидации ООО с указанием самых основных моментов, на которые нужно обратить внимание.

Ликвидировать ООО можно и самостоятельно, без привлечения сторонних организаций, профессионально занимающихся такими делами. Но такой вариант предпочтителен для организаций, не имеющих задолженности, проблем с документацией и уплатой налогов. Во всех остальных случаях рекомендуется прибегнуть к услугам профессиональных юристов или специализированных агентств, которые помогут вам избежать возможных проблем.

Шаг 1: Решение о ликвидации ООО

Самый первый шаг, который вам потребуется сделать для ликвидации предприятия – принять официальное решение о прекращении его существования. Сделать это можно на общем собрании участников ООО или от лица единственного учредителя ООО (если участник ООО один). Одновременно с этим нужно назначить ликвидатора в единственном лице или ликвидационную комиссию , которые и будут представлять общество и заниматься его делами в период до полной ликвидации. С момента назначения полномочия генерального директора переходят к ликвидатору или к председателю ликвидационной комиссии.

В Решении о ликвидации ООО обязательно должна присутствовать информация о времени проведения собрания участников общества, об органе, рассматривавшем необходимость проведения собрания, форме собрания (заочное голосование или личное присутствие), повестке дня и результатах ее рассмотрения.

Шаг 2: Уведомления о начале ликвидации

Об обоих решениях собрания участников необходимо в течение 3 дней уведомить ФНС – просрочка грозит наложением штрафа – используя стандартные формы обращений в налоговую, утвержденные законодательно. Уведомление в ФНС о принятии учредителями решения о ликвидации ООО оформляется по специально существующей форме 15001, а уведомление в ФНС о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии – по форме 15002. К уведомлениям обязательно прилагаются оригиналы самих решений собрания участников ООО.

ВАЖНО!Подпись лица, подписавшего уведомления, должна быть засвидетельствована нотариально.

В свободной форме, с обязательным приложением заверенной копии Решения о ликвидации ООО, уведомляются Пенсионный и Фонд социального страхования. Также по форме С-09-4 нужно уведомить территориальный налоговый орган, где ваше общество состоит на учете.

Сдать документы можно лично, посредством Почты России или с использованием ЭЦП (электронной подписи, если вы ей уже пользовались в процессе деятельности ООО) через интернет. В течение 3 дней с того момента как вы сдадите документы в ФНС вам должны выдать свидетельство о внесении соответствующей записи о начале процедуры ликвидации ООО в ЕГРЮЛ.

Шаг 3: Сообщение в СМИ

На основании выданного вам свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о начале ликвидации предприятия, ликвидационная комиссия обязана сообщить всем кредиторам через общероссийский журнал «Вестник государственной регистрации». В этом же уведомлении нужно указать порядок и сроки предъявления требований для кредиторов ООО.

Шаг 4: Уведомляем кредиторов

Уполномоченный ликвидационной комиссией орган обязан выявить всех кредиторов и разослать для них индивидуальные уведомления в письменной форме с указанием сроков и формы предъявления их возможных требований. Обозначенный срок должен быть не меньше 2 месяцев с даты размещения публикации о ликвидации в журнале.

Копии уведомлений каждому кредитору необходимо сохранить, так как они могут быть затребованы проверкой, которую инициирует налоговая инспекция после начала процедуры ликвидации ООО.

Шаг 5: Создаем ликвидационный баланс

По окончании срока, отведенного кредиторам ООО для предъявления их имущественных требований к вашему обществу, ликвидационная комиссия может приступать к формированию ликвидационного баланса. В него должны войти сведения о текущем имуществе ООО, предъявленных требованиях и результатах их совместного рассмотрения на собрании участников ООО. Ликвидационный баланс составляется учредителями ООО на общем собрании его участников и сопровождается уведомлением в ФНС по форме 15003, подписанным председателем ликвидационной комиссии. Подпись на форме 15003 должна быть, также как и подписи на всех уведомлениях в ФНС, заверена нотариально.

Шаг 6: Собираем документы для окончания ликвидации ООО

Когда все имущественные вопросы с кредиторами организации решены, а остатки имущества (если они были) распределены между учредителями ООО, формируется окончательный ликвидационный баланс и формируется пакет документов для окончания процесса ликвидации ООО. Кроме, собственно, ликвидационного баланса, составленного учредителями общества, вам потребуются:

  • заявление о государственной регистрации юр. лица в связи с его полной ликвидацией (форма 16001) – необходимо также нотариально заверить подпись на заявлении;
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрационные действия (в настоящее время пошлина составляет 800 рублей);
  • подтверждение,которое вам необходимо получить в ПФ, об отсутствии задолженности перед фондом (не обязательный документ).

Сформировать квитанцию и оплатить госпошлину вы можете непосредственно на сайте ФНС при помощи онлайн-сервиса Уплата госпошлины - ]]>https://service.nalog.ru/gp2.do]]>.

Шаг 7: Окончание ликвидации ООО

Когда все подготовленные вами документы приняты в ФНС, вам выдается расписка в их получении. На шестой день после сдачи документов, заявитель лично или его представитель по доверенности может получать свидетельства о регистрации ликвидации ООО – всего 3 документа:

  1. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.
  2. Уведомление о снятии ООО с учета в налоговой.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ.

Если по каким-либо причинам вам откажут в регистрации факта ликвидации, то вы получите уведомление с разъяснением причины отказа.

Дата внесения записи об исключении вашего ООО из ЕГРЮЛ – это дата окончания последнего для вашего ООО налогового периода. Рассчитайте сумму налога, который требуется оплатить, оплатите его и предоставьте в ФНС налоговую декларацию. После этого можно считать, что ваше ООО ликвидировано и перестало существовать окончательно.

Таким образом, процесс ликвидации ООО по своей сути не очень сложен, но достаточно продолжителен. Даже при самом благоприятном варианте он занимает несколько месяцев, а в случае решения дополнительных вопросов может занять до года. Важно помнить, что все подписи лиц на уведомлениях в ФНС необходимо заверять нотариально, а все решения от имени ООО принимаются на общем собрании участников.

Полезные ссылки

Пошаговая инструкция по ликвидации ООО на сайте ФНС: http://www.nalog.ru/create_business/ul/closing/liquidation/

Сайт журнала «Вестник государственной регистрации»: http://www.vestnik-gosreg.ru/