Как правильно общаться с коллекторами
Если вы получили в банке кредит и не смогли своевременно выплатить один или несколько платежей по кредиту, то будьте готовы через некоторое время пообщаться с службой банка по взиманию проблемной задолженности или с коллекторами долгов. Как правило, такое общение начинается с невинных вопросов, но нередко заканчивается оскорблениями и угрозами в ваш адрес. Что же делать, когда звонят коллекторы? Каковы их полномочия и почему их манера поведения в корне отличается от поведения сотрудников банка в офисах?

Коллекторы – кто это?

Содержать собственную службу взыскания долгов для многих банков, работающих в сфере розничного кредитования, затратно. Гораздо проще и дешевле передать полномочия по сбору задолженности по кредитам посреднику – коллекторскому агентству – организации, специализирующейся на работе с должниками и возвращающих долги за определенную в договоре с банком комиссию. Банк может взаимодействовать с коллекторским агентством по двум схемам:

  • продажа долгов от банка агентству полностью – агентство выкупает у банка права требования на кредитный долг и фактически становится правопреемником банка по кредитному договору, а вознаграждением является вся сумма, которую коллектор сможет получить с заемщика;
  • передача права на взыскание долга по комиссии – коллектор получает от банка право на взаимодействие с должником за вознаграждение со стороны банка.

Какой бы вариант взаимодействия банк-агентство ни выбрал бы ваш кредитор, важно иметь в виду, что какие-либо действия в отношении вашего имущества или вас самих вправе применять только судебные приставы и только на основании судебного решения. Коллекторы же вправе лишь общаться с вами дистанционно или лично, но только в рамках действующего законодательства. Это означает, что угрожать вам, оскорблять вас, оказывать психологическое давление на ваших родственников и в ночное время звонить вам коллекторы не вправе. Поэтому когда коллекторы звонят вашим родственникам или вам ночью, оскорбляют вас и всячески запугивают, важно не поддаваться на провокации и помнить, как правильно общаться с коллекторами.

На самом деле, ситуация, когда звонят коллекторы, далеко не всегда развивается по негативному сценарию – нередко коллектор вежлив, терпелив и обходителен при общении с должником, не переходит границ допустимого законом. Ведь самая главная задача коллектора в ходе звонка убедить клиента в необходимости все же выплатить долг, пойти на сотрудничество с кредитором, а не дожидаться судебного разбирательства. К слову, судебное разбирательство очень невыгодно для банка, поэтому большинство кредитных организаций и использует услуги коллекторских агентств.

Звонят коллекторы – ваши действия

  1. Как только вы поняли, что вам звонят коллекторы, постарайтесь придерживаться спокойной и вежливой манеры общения с ним, даже если сам коллектор переходит границы допустимого. Ваша позиция должна заключаться в следующем – «Я не отказываюсь платить задолженность, но в настоящее время не могу этого сделать из-за стесненных финансовых обстоятельств». Постарайтесь донести эту позицию до коллектора, чтобы избавить его от дополнительных оснований для грубости и оскорблений.
  2. Сразу же, уже в ходе первого звонка коллектора, выясните название коллекторского агентства, на каких условиях был переуступлен ваш долг (выкуплен полностью или были переданы только права на взыскание), ф.И.О. коллектора, который вам звонит. Попросите коллектора выслать на ваш адрес электронной почты копию договора с банком. Фиксируйте всю полученную информацию.

    В некоторых случаях коллекторы отказываются предоставить такую информацию, тогда вам нужно прервать разговор, сославшись на то, что вы расцениваете его как хулигантство.

  3. Если ваш телефон имеет функцию записи, то обязательно фиксируйте разговор с агентом Не стоит стесняться или бояться коллектора, вы можете сразу же в начале разговора прямо сказать: «Минуточку, я включу запись разговора». Такой подход во многих случаях позволит охладить пыл особо рьяных и грубых коллекторов (если вам начинают грубить, то можно применить этот способ даже не имею функции записи на телефоне).
  4. В случаях, когда коллекторы звонят во внеурочное время (после 23:00) или, наоборот, раньше 6 часов утра – возьмите распечатку звонков в офисе вашего сотового оператора. Звонки во внеурочное время запрещены законодательно и факт такого нарушения, может помочь вам в ходе разбирательства (если до него дойдет дело). В любом случае, если взаимодействие с коллекторским агентством развивается по неблагоприятному сценарию, рекомендуем вам записывать дату, время и ф.И.О. коллектора при каждом звонке, вести полную историю обращений к вам. Это касается и таких ситуаций, когда коллекторы звонят родственникам или на работу.
  5. Если коллекторы звонят на работу или вашим родственникам – не позволяйте использовать это в качестве рычага психологического давления. Сразу же, как узнаете о фактах таких звонков, объясните ситуацию тем людям, которые их получили и попросите их переадресовывать звонящих на ваш номер телефона.
  6. Если вам или вашим родственникам присылают грубые СМС, то их также сохраняйте.
  7. Если весь диалог с коллекторским агентством строится на грубом общении, оскорблениях, угрозах в ваш адрес и вымогательстве, направьте в прокуратуру и Роспотребнадзор все собранные вами факты нарушения законодательства (записи разговоров, данные звонков, когда звонят коллекторы, описание звонков) и к ним приложите заявление с описанием происходящего и просьбой разобраться в ситуации.

Не избегайте общения с коллекторами! Поймите, что таким образом вы вынуждаете ваших близких вовлекаться в ваши проблемы. Порой дело доходит до того, что коллекторы звонят на работу, близким и даже посещают детские сады, куда ходят дети должников. Старайтесь наладить позитивный диалог, направленный на выполнение ваших кредитных обязательств. В тоже время, если вам звонят коллекторы - не позволяйте им вас запугать! Помните о ваших правах, действуйте спокойно и внимательно фиксируйте любое нарушение законодательства, в том числе и оскорбления в ваш адрес. В то же время, не стремитесь избежать диалога с коллекторами и возвращения кредитного долга – рано или поздно вместо коллекторов к вам приедет служба судебных приставов, и вот здесь уже не получится избежать ответственности за нарушение взятых на себя кредитных обязательств.

Выбирать способ общения и решать, как разговаривать с коллекторами, безусловно, только вам. Но мы рекомендуем занять четкую, однозначную позицию, с учетом вышеизложенной информации. Важно помнить – по закону, коллекторы не имеют реальных полномочий в отношении вашей задолженности, их единственное оружие – информационное, поэтому так часто и применяется психологическое давление. Принимать решения относительно реального взыскания вашего долга перед банком может лишь суд, а исполнять решение суда – только служба судебных приставов.