Развернутая статья о страховании автомобилей
Опытные автомобилисты прекрасно знают, что передвигаясь по дороге на автомобиле можно столкнуться с самыми непредсказуемыми ситуациям. Даже водители с большим стажем безаварийного вождения не застрахованы от ДТП, пускай они происходят и не по их вине. Другими словами, на дороге все зависит не только от вас, но и от других участников движения, поэтому очень важно заранее предусмотреть последствия возможных неприятностей и застраховать ваш автомобиль, а может быть, и ваше здоровье, от потенциальной угрозы аварии.

Страхование автомобиля уже давно перестало быть редкостью – государство обязало каждого владельца транспортного средства оформлять полис обязательного страхования автогражданской ответственности – ОСАГО. Но помимо обязательной страховки автомобиля, существуют и другие виды автострахования – ДСАГО, КАСКО, Зеленая карта, страхование от несчастного случая. Давайте разберемся, чем разные виды страхования автомобиля отличаются друг от друга, и на каком из них остановить свой выбор рядовому автовладельцу.

ОСАГО

ОСАГО


ОСАГО или обязательное страхование автогражданской ответственности, как явствует из названия, - необходимое требование к каждому автовладельцу. Полис ОСАГО должен быть оформлен на каждый автомобиль или мотоцикл, передвигающийся по дорогам РФ. Причем что важно, страховая компания заключает договор с перечислением конкретных водителей, которые будут управлять транспортным средством, и чем меньше ваш водительский стаж – тем дороже обойдется для вас страховка ОСАГО.

Самый дорогой вариант – полис без ограничений на количество водителей и без учета их водительского стажа. Стоимость полиса ОСАГО регламентируется законодательно и рассчитывается по строго устанавливаемым коэффициентам, зависящим не только от стажа водителя, но также от модели, года производства и мощности страхуемого автомобиля.

Страхование ОСАГО предполагает компенсацию страховой компанией вреда, причиненного третьим лицам (имуществу и (или) здоровью), если авария произошла по вашей вине. Сумма страховой выплаты ограничена законодательно – максимум 400 тысяч рублей за одно ДТП. Но получить «максималку» возможно лишь в самых крайних ситуациях, когда в аварии пострадало несколько автомобилей или был нанесен ущерб здоровью нескольких людей. В этом случае страховая компания оплатит максимум 240 тысяч за вред здоровью пострадавших, и максимум 160 тысяч на ремонт автомобилей. Если же в ДТП участвовало только два автомобиля, то на компенсацию ущерба здоровью можно получить максимум 160 тысяч рублей, а на ремонт автомобиля, пострадавшего по вашей вине – только 120 тысяч рублей.

Другими словами, если вы стали виновником аварии, имея только полис ОСАГО, то компенсация на ремонт пострадавшего автомобиля от страховой компании составит максимум 120 тысяч рублей (если участников аварии было только двое). Согласитесь, что эта сумма может компенсировать ремонт только недорогих иномарок и отечественных автомобилей, но на 120 тысяч рублей никак нельзя восстановить более-менее серьезные повреждения дорогостоящей иномарки, да еще если работы будут проводиться на официальном сервисе. Соответственно, все сверхзатраты лягут на ваши плечи.

ДСАГО



Возможности ОСАГО достаточно ограничены, но действующее российское законодательство предусматривает возможность оформить дополнительную страховку автомобиля, так называемое ДСАГО (дополнительное страхование автогражданской ответственности). В каждой страховой компании вы можете в дополнение к ОСАГО, оформить полис ДСАГО, который расширяет страховое покрытие, ограниченное для обязательного страхования. Как правило, стоимость такого «дополнения» невелика – в пределах 1-4 тысяч рублей, в зависимости от тарифов выбранной вами страховой компании и выбранного вами размера увеличения страховой суммы. Например, примерно за 1000 рублей вы можете увеличить размер компенсации в случае аварии на 300-500 тысяч рублей, то есть с учетом ОСАГО практически до 1 миллиона рублей. Таким образом, вы можете застраховать себя от необходимости оплачивать ущерб от аварии из собственного кармана в ситуациях, когда он превышает лимиты, установленные для ОСАГО.

К сожалению, большинство автовладельцев не знают о такой возможности и не оформляют страховку автомобиля по ДСАГО, хотя эта опция существенно расширяет страховые возможности и минимализирует затраты на компенсацию ремонта в случае аварии. Да и страховые компании не спешат информировать клиентов о ДСАГО, так как чаще всего, затраты компании для ДСАГО существенно выше, чем для ограниченных полисов ОСАГО.

КАСКО

Если вы хотите не переживать о возможной ремонте вашего автомобиля как в случае ДТП, так и в случае его порчи на стоянке или даже угона, то страхование автомобиля по КАСКО – идеальный, хотя и дорогостоящий, вариант. Полисы КАСКО – это гарантия компенсации ремонта вашего автомобиля, вне зависимости от того, по чьей вине он пострадал. Большинство страховых компаний компенсирует даже затраты на ремонт сколов лобовых стекол или царапин, полученных на парковке. Конечно, здесь важно внимательно отнестись к составлению договора со страховой компанией и включить в страховку автомобиля именно те риски, которые вы считаете необходимыми.

Нередко бывают ситуации, когда полис КАСКО не предусматривает выплаты застрахованному лицу, если автомобиль после аварии не подлежит восстановлению, поэтому обязательно уточняйте этот момент при заключении страхового договора. Кроме этого, если вы страхуете автомобиль от угона, то принципиальным моментом является соблюдение правил его хранения – на охраняемой стоянке, в гараже или на парковке возле дома.

Стоимость страховки КАСКО – самая высокая из доступных страхований автомобилей и в разы выше, чем полиса ДСАГО. И это естественно, ведь страховая компания вынуждена оплачивать дорогостоящий ремонт в официальных сервисах.

Окончательная стоимость полиса определяется исходя из:

  1. марки, модели, года выпуска и стоимости страхуемого автомобиля (чем старше и дороже автомобиль – тем выше сумма страховки);
  2. «популярности» автомобиля среди угонщиков, а также статистики аварий для данной модели;
  3. количества допущенных к управлению автомобилем водителей, их стажа и возраста (для более опытных водителей стоимость полиса будет ниже);
  4. агрегатности или неагрегатности страховой суммы (будут или не будут повторные выплаты при повторных авариях прибавляться к уже полученным суммам или нет);
  5. размера франшизы (минимальный размер ущерба, при котором страховая компания осуществляет выплаты);
  6. индивидуальные особенности страхового договора (чаще всего, такие особенности зависят от страховой компании).

Благодаря развитию интернет-технологий вы можете воспользоваться возможностью предварительно рассчитать стоимость полиса ОСАГО, ДСАГО или КАСКО дистанционно, на официальных сайтах страховых компаний или компаний-посредников. Такая услуга позволит вам заранее получить представление о конечной стоимости страховки автомобиля в соответствии с необходимыми вам параметрами договора со страховой компанией, а также в зависимости от модели и возраста вашего автомобиля.

Зеленая карта



Международные страховые полисы, действующие в Европе, в том числе и в странах Шенгенского соглашения, в России называют «зеленой картой», так как бланки страховых полисов традиционно зеленого цвета. Такое страхование автомобиля носит обязательный характер для передвижения по европейским дорогам, а также по ряду других стран, то есть это система аналогичная российским полисам ОСАГО.

Действие зеленой карты, также аналогично ОСАГО, страхуется ущерб, нанесенный третьим лицам или их имуществу, таким образом, компенсируя автовладельцу, чей автомобиль или здоровье пострадали по вашей вине, затраты на лечение и восстановление авто. Стоимость зеленой карты напрямую зависит от курса рубля по отношению к евро и может колебаться, хотя и в незначительных пределах. Но такая страховка в любом случае недешевая – месячная зеленая карта с правом передвижения по дорогам любой европейской страны обойдется вам в пределах 4-6 тысяч рублей.

По идее, можно было бы попробовать сэкономить, оформив страховку автомобиля только на те страны, через которые вы будете проезжать. Но на практике, большинство страховых компаний не предоставляют такой опции, включая в полис стандартный «набор» стран Шенгена и Восточной Европы.

Страхование автомобиля от несчастных случаев

Как известно, в автомобильных авариях могут пострадать не только транспортные средства, но и люди, которые перемещаются с их помощью. Абсолютно все страховые компании, предлагающие оформить страховку автомобиля, имеют в перечне своих услуг добровольное страхование от несчастных случаев здоровья и жизни пассажиров, а также водителя автомобиля. В настоящее время применяются две системы расчета страховых выплат – по местам в автомобиле, и по так называемой паушальной системе.

Первый вариант предполагает, что каждое место в салоне автомобиля страхуется на определенную сумму, которую и получает пострадавший. Паушальная система дает возможность застраховать весь салон автомобиля, а при наступлении страхового случая общая сумма выплат делится между пострадавшими поровну.

Какая бы система расчетов ни применялась, использование страхования от несчастных случаев обеспечивает гарантии компенсации затрат на лечение после аварии, в том числе и за границей (это условие должно отдельно оговариваться в страховом договоре), компенсации материальных потерь в случае утраты трудоспособности, а также материальной компенсации родственникам погибших в автомобильных авариях пассажиров транспортных средств.

Что и как выбрать

Итак, какой же вид страхования автомобиля выбрать рядовому автовладельцу? Ваш выбор в первую очередь должен зависеть от того, каким именно автомобилем вы владеете. Естественно, что застраховать по КАСКО 10-12-летний ВАЗ, или иномарку аналогичного возраста, будет стоить очень дорого относительно стоимости самого автомобиля, так как страховая компания закладывает в стоимость страховки все возможные риски повреждения автомобиля, в том числе и его возраст, и техническое состояние. А вот оформить в дополнение к обязательному ОСАГО еще и ДСАГО, чтобы наверняка гарантировать себе полную компенсацию затрат (если ваша машина не подлежит восстановлению) очень даже оправдано.

В то же время, если вы покупаете новую машину, особенно иностранного производства, дорогостоящую, то без полиса КАСКО вы будете чувствовать себя на дороге очень неуверенно. Даже небольшие повреждения, скорее всего, приведут к значительным материальным затратам, которые практически наверняка не будут покрыты возможностями ОСАГО.

Большинство банков, предоставляющих кредиты на покупку автомобиля, закладывает требование об оформлении полиса КАСКО как обязательное условие для выдачи кредита, так как в случае аварии автомобиль резко теряет в цене. Кроме этого, нужно отметить, что полис КАСКО освобождает автовладельца от необходимости экономить на ремонте, искать самые дешевые, и далеко не всегда самые качественные, варианты ремонта, так как страховка КАСКО полностью компенсирует все затраты на восстановление автомобиля на профессиональном официальном сервисе. Поэтому даже если вы приобретаете новый автомобиль не в кредит, а за собственные средства, то как минимум, первые 3 года полис КАСКО для вас просто необходим, несмотря на свою дороговизну.

Зеленый картон – обязательное условие для выезда за границу на автомобиле. Эту страховку спрашивают при въезде в любое иностранное государство, поэтому оформлять полис вам придется в любом случае. Ну а страхование от несчастных случаев – личное дело каждого. Здесь нельзя заранее предсказать вероятность аварии и степень возможных повреждений ясно лишь, что в такой ситуации могут оказаться даже самые опытные водители. Поэтому, конечно, застраховаться для обеспечения качественного лечения и дополнительной финансовой поддержки в реабилитационный период оправдано.

Что касается вопроса поиска наиболее подходящей страховой компании, то здесь вам также может помочь сеть интернет – обратитесь к отзывам других автовладельцев о страховании в той или иной компании и обратите внимание на проблемы,  с которыми клиентам этих компаний пришлось столкнуться при получении страховки. Чем меньше будет негативных отзывов – тем больше вероятность добросовестной работы страховой компании, своевременных и корректных выплат на ремонт автомобиля. Ну и конечно же, предпочтение стоит отдавать крупным компаниям, обладающим достаточными средствами и возможностями для проведения профессиональной экспертизы и своевременного перечисления денежных средств на ваш счет.

Таким образом, страхование автомобиля – обязательное условие для его эксплуатации, причем не только с точки зрения действующего законодательства, но также и с точки зрения здравого смысла. Не жалейте средств на страховку, и в случае непредвиденных ситуаций, аварии или повреждения вашего автомобиля, его ремонт не будет для вас проблемой. Желаем вам удачи на дорогах, и пусть ваша страховка никогда вам не пригодится!

И в заключении, можно поглядеть несколько видео об основных видах страхования автомобиля. Возможно, кому то удобнее такой способ восприятия информации:)))