Пошаговая инструкция по началу собственного бизнеса в качестве ИП
В последние годы никого не удивить активным увеличением числа индивидуальных предпринимателей. Действительно, государство создало неплохие условия для открытия собственного дела и самостоятельного получения прибыли. Самой простой и распространенной формой организации бизнеса является индивидуальное предпринимательство.

Первые шаги к ИП сделать не всегда просто, но важно знать - в чем они должны заключаться. Даже люди, не имеющие специального образования или знаний, самостоятельно проходят первые шаги как ИП без посторонней помощи. Вам же понадобится лишь немного терпения и свободного времени, чтобы ознакомиться с последовательностью действий.

Шаг 1: Регистрация ИП

Для того, чтобы самостоятельно начать свое дело, необходимо совершить определенные действия, а точнее – определенную последовательность действий, и первым шагом к ИП будет прохождение процедуры регистрации. Безусловно, многих пугают очереди и достаточно большой объем документов и инстанций, которые потребуются. Но на самом деле, пройти регистрацию в качестве ИП совсем несложно. Пошаговую инструкцию по прохождению этой процедуры вы можете прочитать в статье «Регистрация ИП».

Обращаем ваше внимание, что пройти процедуру регистрации ИП можно и удаленно, на официальном сайте ФНС. Подробную инструкцию о том как это сделать можно прочитать в статье «Регистрация ИП через Интернет».

Шаг 2: Встать на учет в Росстате

Регистрация ИП в ПФР происходит без участия предпринимателя - регистрирующий орган (ФНС) направляет в Пенсионный фонд соответствующе уведомление. А вот постановка на учет в органах государственной статистики – это уже дело самого предпринимателя. На самом деле эта процедура не является обязательной, но без ее прохождения вы не сможете открыть счет в банке.

Вставать на учет в Росстате имеет смысл сразу же после получения регистрационных документов в ФНС. Вам потребуется предоставить:

  • Копию свидетельства ИНН;
  • ОГРНИП;
  • Копию свидетельства ЕГРИП;
  • Копию главной страницы паспорта и страницы с пропиской на одном листе;

После регистрации вам выдадут Уведомление о присвоении кодов статистики, с которым вы уже можете отправляться в банк и открывать расчетный счет.

Шаг 3: Изготовить печать

Сразу же после регистрации вы можете изготовить собственную печать, которая хотя и не является обязательным атрибутом индивидуально предпринимателя, но все-таки желательна и увеличивает степень защищенности подписываемых вами документов (подделать подпись можно имея только авторучку, а для подделки печати необходимо специальное оборудование).

Изготовить печать ИП можно в любой специализированной фирме. Стоить это будет от 150 до 1000 рублей в зависимости от сложности рисунка печати и ее механизма. Как правило, этот процесс занимает сутки (то есть вы заказываете печать ИП, а на следующий день приходите ее забирать), но возможно и срочное изготовление за дополнительную плату – в этом случае вы сможете получить печать уже через 30-40 минут.

Шаг 4: Открыть счет в банке

Открытие расчетного счета в банке, также как и изготовление печати, не является обязательным для ИП, в отличие от ООО которые обязаны открывать счета. Тем не мене без расчетного счета могут обойтись только те ИП, которые на работают по безналичной форме и не превышают обороты по одному договору больше 100 тысяч рублей.

Начать процесс открытия счета в банке нужно с поиска ответа на вопрос – какой именно банк будет для вас наиболее удобен. Подробно о критериях выбора банка читайте в статье «Выбор банка для ИП». Как только банк выбран, отправляйтесь в его отделение со всем регистрационными документами и общайтесь с сотрудником, ответственным за открытие счетов – он поможет вам пройти всю процедуру. Нужно учитывать, что открыть счет сразу у вас не получится, так как сотрудникам банка требуется время для проведения проверок предоставленных вами данных, а также для открытия расчетного счета в банковской системе.

Когда расчетный счет открыт, вам обязательно предоставят подтверждающие документы, договор расчетно-кассового обслуживания и банковские реквизиты вашего счета. Далее, в течение 5 дней с даты открытия счета вам нужно уведомить об этом факте ФНС (заполнить и сдать форму №С-09-1), а также ПФР – в течение 7 дней с даты открытия счета (заполнить и сдать Сообщение в ПФР об открытии счета).

Шаг 5: Встать на учет в ФСС

При наличии наемных работников вы, как ИП, должны в течение 10 дней с даты приема первого работника подать документы на регистрацию вас в качестве работодателя. За нарушение установленных сроков для предпринимателей предусмотрено наложение штрафа размером от 5000 рублей.

Чтобы осуществить регистрацию потребуется сдать ответственному сотруднику фонда комплект документов состоящий из:

  • Заявления о регистрации в качестве страхователя - физического лица (скачать соответствующий бланк можно в конце статьи);
  • Свидетельства о внесении в ЕГРИП;
  • Свидетельства о присвоении ИНН;
  • Трудовых книжек работников.

Вы можете заранее, для экономии времени снять и заверить копии документов, либо это может сделать сотрудник ФСС при наличии оригиналов.

После приема документов для регистрации ИП в ФСС сам процесс регистрации занимает 5 дней, по истечении которых в адрес предпринимателя направляется уведомление о регистрации егов качестве страхователя для нанятых работников.

Шаг 6: Освоить законодательную базу

На самом деле, ознакомление с действующими в отношении предпринимателей нормами законодательства может быть не только последним, но и первым шагом ИП на пути создания собственного бизнеса. А после того, как вы ознакомитесь с основными положениями действующих законов вам потребуется еще и своевременно узнавать о изменениях, которые достаточно часто происходят в порядке расчета заработных плат, организации производства, предоставления отчетности, сдачи налогов и так далее.

Самостоятельно уследить за всеми изменениями не всегда представляется возможным – это требует большого количества свободного времени – ведь вам придется практически с ноля осваивать незнакомые области знания. Поэтому чаще всего предприниматели прибегают к более простым методам – либо нанимают бухгалтера, который и следит за подобными изменениями, подготавливает и сдает отчетность, ведет расчет заработной платы и налогов и выплачивает их, либо выбирают еще более экономный вариант – онлайн-бухгалтера (один из многих сервисов интернет-бухгалтерий).

Интернет-бухгалтерия это не только один из самых бюджетных вариантов ведения бухгалтерии и подготовки отчетности, но и один из самых удобных. От предпринимателя требуется только освоить интерфейс программы и точно указывать данные о своих доходах и расходах. Система поможет рассчитать заработную плату, составить и предать отчетность в налоговую инспекцию, ФСС и ПФР и даже осуществить регистрационные действия в ФНС. Но самое важное преимущество – вы сможет избежать потери времени на собственных ошибках, программа будет информировать вас о текущих изменениях в порядке бух учета, сдачи отчетности и оплаты налогов.

В настоящее время наибольшее распространение среди пользователей получили две интернет-бухгалтерии – «Мое дело» и «Бухгалтерия.Контур». Обе программы имеют схожий функционал и различные варианты тарифных планов по обслуживанию, в зависимости от ваших потребностей. Вне зависимости от выбранного тарифа и комплекта услуг, вы сможете круглосуточно пользоваться клиентской поддержкой, а также иметь доступ в электронную библиотеку законодательно-правовых документов.

Таким образом, в процессе регистрации ИП, а также в ходе дальнейшей предпринимательской деятельности вам необходимо будет соблюдать и изучать действующее законодательство. Первые шаги ИП в обязательном порядке включают в себя регистрационные действия, а уже потом организацию бизнеса и начало работы с клиентами.

Полезные ссылки

Интернет-бухгалтерия «Мое дело»: http://www.moedelo.org/

Интернет-бухгалтерия «Бухгалтерия.Контур»: http://www.b-kontur.ru/