Как открыть ООО пошаговая инструкция
Перед тем как создавать собственный бизнес, вам обязательно необходимо определиться с формой его организации. Если выбор падет на общество с ограниченной ответственностью, то не стоит бояться пройти процедуру регистрации ООО самостоятельно – это не так сложно, как кажется, а в итоге принесет вам бесценный опыт по взаимодействию с различными государственными органами (ФНС, ФСС, ПФ, ФОМС). Кроме этого, в результате общения в каждой инстанции, вы получите полное представление о том, какая из них за что отвечает, какую документацию и в какие сроки вам потребуется сдавать.

Давайте попробуем разобраться – действительно ли так сложно пройти регистрацию ООО самостоятельно, настолько ли это сложная процедура и нужно ли этого бояться.

Если вы решите не тратить собственное время и не регистрировать ООО самостоятельно, то запросто сможете найти массу фирм, занимающихся регистрацией ООО. Стоимость такой услуги зависит от города, в котором вы будете регистрироваться. В среднем, такая услуга, с учетом госпошлины за регистрацию ООО и оплату нотариуса, стоит от 6 до 8 тысяч рублей (для Москвы и области цены несколько выше). В итоге вы получите готовый бизнес, но к сожалению, у вас не появится представления о том, что же за органы контролируют деятельность вашей организации, а контролировать его они будут не только в процессе первоначальной регистрации, но и на большинстве этапов деятельности.

Процедура регистрации ООО предусматривает, что учредители фиксируют свое волеизъявление в присутствии нотариуса, оплачивают регламентированную законодательством госпошлину за регистрацию ООО и встают на учет в местном налоговом органе (в соответствии с утвержденным порядком передают для регистрации необходимый комплект документов). Выглядит все просто, но на практике документов требуется немало, а нюансов их оформления достаточно много. И все же, если подойти к процессу вдумчиво, вы сможете завершить процедуру регистрации ООО за несколько дней, совершив последовательность определенных действий:

Шаг 1: Документы для регистрации ООО

Первое и, пожалуй, самое важное, что вам нужно сделать для регистрации ООО – собрать полный комплект документов. Главное, чтобы все документы были правильно заполнены, подписаны и, в случае необходимости, заверены нотариально. Итак, вам потребуются всего 4 (или 5) документов:

  1. Заявление о регистрации ООО (форма P11001). Ваша подпись на заявлении должна быть нотариально заверена! То есть подписывать форму необходимо в присутствии нотариуса.
  2. Устав ООО (2 экземпляра, один из которых вам должны вернуть с отметкой налоговой после регистрации).
  3. Если учредитель ООО один, то предоставляется Решение о создании ООО, если учредителей больше одного – то Протокол собрания учредителей о создании ООО.
  4. Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию ООО (в настоящее время размер оплаты составляет 4000 рублей).
  5. В случае необходимости, Заявление о переходе на УСН (Упрощенная система налогообложения).

О нюансах заполнения документов читайте специальную статью «Документы для регистрации ООО».

Все страницы предоставляемых вами документов должны быть обязательно пронумерованы, а сами документы прошиты и иметь на обороте наклейку «Прошито, пронумеровано, число страниц цифрой (в скобках прописью), ФИО и подпись». Без этого ваши документы не примут в ФНС.

Шаг 2: Регистрация ООО в налоговой

Собственно, это начало процесса регистрации – сдать подготовленные вами документы в местную налоговую (ФНС). Вы можете осущесвить это одним из 4-х способов:

  • обратиться в налоговый орган лично;
  • отправить своего представителя, снабдив его нотариальной доверенностью на осуществление регистрационных действий;
  • направив комплект документов по почте пакетом с объявленной ценностью и обязательно с описью вложения;
  • через официальный сайт ФНС РФ в электронном виде (самостоятельно или при посредничестве нотариуса, имеющего право на электронную регистрацию ООО).

Регистрация ООО через интернет относительно молодая услуга, такая возможность появилась только начиная с 2012 года. Кроме ООО, через интернет могут осуществлять регистрацию и индивидуальные предприниматели.

При личном визите в налоговую важно не забыть получить официальную расписку сотрудника ФНС, осуществляющего регистрацию, о том, что он принял у вас документы (должен быть приведен полный перечень сданных документов). На этом этапе сложности возникают редко, так как форма о приеме стандартная, но важно не забыть ее взять. Если же вы подаете документы через интернет, то подтверждение о приеме документов формируется автоматически.

Шаг 3: Получаем документы в ФНС

Через 5 дней (срок ограничен законодательством), после регистрации ООО в налоговой, вам необходимо снова обратиться туда и получить документы, подтверждающие, что вас оформили в налоговом органе. Это будут 4 документа:

  1. Свидетельство о государственной регистрации ООО.
  2. Свидетельство о постановке на учет в ФНС (в нем указаны ИНН и КПП).
  3. Устав ООО с отметкой налоговой о регистрации.
  4. Выписку из ЕГРЮЛ.

Готовые документы можно получить не только лично, но и по почте, а также через своего представителя, при наличии нотариально заверенной доверенности.

Действующее законодательство предусматривает отказ в регистрации ООО. Произойти это может в случае некорректно составленных документов или ошибках в их содержании. Большая часть возможных причин отказа в регистрации ООО отсекается на этапе приема документов в ФНС.

Шаг 4: Присваиваем коды ОКВЭД в Росстате

Этот шаг не обязательно делать немедленно, но без информационного письма из Росстата двинуться дальше в процессе регистрации ООО вы не сможете. Законодательно предусмотрено, что органы государственной статистики самостоятельно направляют на адрес вновь зарегистрированных фирм информационные письма о присвоении тех или иных кодов ОКВЭД. Но этот процесс может затянуться очень надолго, что не позволит вам окончательно завершить процедуру регистрации.

Для того, чтобы получить информационное письмо в Росстате, вам будут необходимы оригиналы и обычные ксерокопии документов, которые вы только что получили в ФНС, за исключением Устава вашего ООО, а также доверенность на получение письма и паспорт для подтверждения личности доверенного лица. Выдача писем редко производится немедленно, как правило, вам потребуется подождать один-два дня в зависимости от загруженности сотрудников. В любом случае, вам назначат конкретную дату для визита.

В большинстве городов выдача информационных писем Росстата для ООО происходит по предварительной записи, поэтому рекомендуем вам заранее позвонить туда, уточнить этот вопрос и, по возможности, сразу записаться.

Шаг 5: Встаем на учет в фондах

Процесс регистрации ООО нельзя считать завершенным, если вы не встали на учет в Пенсионном Фонде, фондах социального и медицинского страхования. Собственно, сам процесс регистрации инициируется ФНС – они рассылают уведомления во все заинтересованные инстанции о том, что зарегистрировано новое ООО. А вот забирать уведомления о постановке на учет необходимо самостоятельно. Процесс этот несложный – заранее позвоните в Пенсионный Фонд, Фонд Социального Страхования и Фонд Обязательного Медицинского Страхования, уточните когда к ним можно подъехать и заберите уведомления.

Шаг 6: Изготавливаем печать

Каждое общество в обязательном порядке должно иметь собственную печать, созданную по определенным правилам. Стоит эта услуга недорого от 250 до 1000 рублей в зависимости от качества изготовления, сложности рисунка и носителя печати. Печать ООО должна содержать полное наименование общества, город регистрации, кроме этого используются краткое наименование, ИНН и ОГРН.

Чем сложнее печать – тем сложнее ее подделать, поэтому не рекомендуем вам выбирать очень простые изображения, тем более, что разница в стоимости изготовления будет невелика. Также рекомендуем изготовить автоматическую печать, так как она гораздо удобнее, а руководителю ООО часто придется носить ее с собой, чтобы заверять документы в различных организациях.

Подробно об изготовлении печати вы можете прочитать в нашей специальной статье «Печать ООО».

Шаг 7: Открываем расчетный счет

Каждое ООО должно иметь собственный расчетный счет или даже несколько счетов в разных банках. При открытии счета важно внимательно подойти к вопросу выбора банка, ведь вы будете регулярно взаимодействовать с его службами. Особое внимание рекомендуем обратить на условия использования и удобство клиент-банка, так как дистанционное управление счетом – это повседневная необходимость для любой организации.

В зависимости от выбранного вами банка, для открытия счета могут потребоваться различные документы, но обязательно необходимо предоставить (в большинстве случаев это будет исчерпывающий список для открытия счета):

  1. Документы, полученные при регистрации ООО в налоговой - Свидетельство о государственной регистрации ООО, Свидетельство о постановке на учет в ФНС, Устав ООО, Выписку из ЕГРЮЛ (не старше 30 дней).
  2. Уведомление из Росстата.
  3. Решение о назначении Генерального директора созданного ООО.

Счет открывают несколько дней. Как только вам сообщат реквизиты счета необходимо в течение 7 дней сообщить их во все инстанции, задействованные в порядке регистрации ООО, а именно: ФНС, ФСС, ПФ.

После того, как вы сообщите об открытии расчетного счета для ООО, можно считать процесс регистрации завершенным.

Алгоритм регистрации ООО

Итак, весь процесс, который вам потребуется пройти для самостоятельной регистрации ООО, состоит из следующей последовательности действий:

  1. Собираем необходимый комплект документов и оплачиваем госпошлину за регистрацию ООО.
  2. Сдаем собранные документы в местной налоговой службе (ФНС) и обязательно получаем расписку ответственного сотрудника в получении.
  3. Забираем из налоговой ОГРН, Устав с отметкой ФНС, ЕГРЮЛ, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  4. Получаем в Россстате информационное письмо о присвоении ООО кодов ОКВЭД.
  5. Получаем в страховых фондах (Социального, Медицинского и Пенсионного страхования) уведомление о постановке на учет.
  6. Изготавливаем печать ООО.
  7. Открываем расчетный счет в банке и не позднее, чем через неделю, уведомляем об этом ФНС, ПФ, ФОМС, ФСС.

Еще на этапе подготовки к регистрации ООО рекомендуем вам выяснить телефоны всех задействованных в этом процессе органов и созвонившись с ними четко запланировать порядок их посещения в соответствии с режимом их работы. Это позволит вам существенно сократить временные затраты на получение необходимых документов.

Таким образом, если вы с самого начала правильно сформируете комплект документов для регистрации ООО, то в дальнейшем потребуется только сдать их в ФНС, потратить 5 дней на ожидание и после этого в течение одного-двух дней уведомить все заинтересованные органы. Правда, открытие расчетного счета для ООО, также занимает некоторое время и делается не вдруг – об этом процессе мы написали специальную пошаговую инструкцию – «Счет ООО».